Айгулакский хребет

Альпинизм ● Онгудайский р-он РА РФ ● Июль 2011
г.Алейск→ Белый Бом 741км→ река Айгулак → левый приток Айгулака → вершина 2752м (Ярбалык) → река Ярбалык → река Чуя 765 км → г.Алейск

День 1.

Суббота,02 июля.Транспортная заброска,г.Алейск-с.Усть-Калманка-с.Петропавловское-п.Белокуриха-с.Алтайское-с.Шебалино-с.Онгудай-Белый Бом-762 км Чуйского тракта.Авто,...км. 762 км Чуйского тракта-стоянка на реке Айгулак.Пешка,20 минут.

Из Алейска выехали в 02-30.Выезду предшествовали долгие сборы.Погода испортилась ещё с вечера,хотя дождя и не было,по небу гуляли свинцовые тучи.Как всегда бывает на выезде из цивилизации после трудового рабочего дня клонило ко сну.Пару раз я останавливался и в общей сложности,пока ехал до села Алтайское, вздремнул около полутора часов.В Алтайском,а это было около 06 часов утра всё-таки пошёл дождь,который так и сопровождал нас всю дорогу до Белого Бома.В Шебалино заехали посетить краеведческий музей,но он,к сожалению ,был закрыт. На Семинском перевале встретились с новосибирской машиной,перекинулись парой слов и поехали дальше.Пока ехали,гадали-есть ли сотовая связь в Белом Боме.Доехали и обнаружили ,что нет-нету.А ,пока гадали,не все звонки сделали.Поскольку мы приехали первые ,решили,по-быстрому проехать в сторону Чибита около 20 км и сделать звонки.Только поехали,как хлынул конкретный дождь.Проездили прилично по времени,позвонить-позвонили,но на Белый Бом вернулись уже в 16-40.

Поставили машину на платную стоянку,перегрузили кое-что в рюкзаки и выдвинулись на наёмной Газели в сторону слияния Чуи и Айгулака.Выгрузились прямо на Чуйском тракте,возле моста,где река Айгулак впадает в Чую.Отсюда и стартовал наш пеший поход.Прошли с полкилометра,а может и того меньше.и на левом берегу Айгулака нашли отличную стоянку.Ровная площадка,вода и уютно.Идеальное место для пикника,поскольку доехать сюда с тракта можно на автомобиле.Поставили лагерь,сварили ужин,разобрались с организационными моментами.Ужин получился "царский"-почти все продукты,какие везли с собой в дорогу на перекус,нашли здесь себе прямое применение. Тут Вячеслав нашёл в траве бутылку.Смотрим-без этикетки,но полная.Открыли-пиво!Попробовали,а оно вроде бы съедобное.Рискнули и проглотили...Ну вот такой входной бонус нам вышел на двоих на первой Айгулакской стоянке.Решили пораньше лечь спать.На завтра предстоял нелёгкий день...

День 2.

Воскресение,03 июля.Стоянка на реке Айгулак-стоянка на левом притоке реки Айгулак.Пешка,9 часов. Пройдено 12 км с набором высоты в 400-450 м.

Утром проснулись в седьмом часу.Погода наладилась.Завтрак и сборы лагеря закончили быстро и выдвинулись по тропе по левому берегу реки.Метров через сто от нашей стоянки обнаружили ещё одну поляну,только ещё больше,чем та на которой стояли.На поляне было несколько машин и большая палатка.Несколько семей, с детьми,приехали из далека,устроили здесь себе шикарный "матрасный" отдых.Вскоре мы вышли вообще на огромную поляну,на которой были видны следы строительства,видимо местные всё же решили здесь "окультурить" место-баню поставить,ну и ещё что-то.

Вскоре,однако,тропа закончилась...Весело болтая и разговаривая мы не заметили,как проморгали момент,когда надо было уходить по тропе наверх,в обход скального прижима к воде.Первая переправа через Айгулак внесла некоторое разнообразие в наше передвижение,ну и слегка позабавила тем,что часть вроде опытного народа стала переобуваться,чтобы ножки не замочить.Но вот на противоположном берегу мы тропы не нашли-пришлось переправляться обратно.Таким образом получилось,что скальный прижим обошли по воде...Тропу нашли,по левому борту Айгулака,идти было с одной стороны несложно,т.к.набора высоты практически не было,а с другой очень сложно-тропа то и дело терялась.Для того чтобы её вновь отыскать приходилось идти по бурелому,продираясь через кусты,чертыхаясь.Вячеслав решил проявить инициативу и шёл впереди.Подчас я так и не понимал каким шестым или даже шестнадцатым чувством ему удавалось эту тропу отыскать.Порой складывалось ощущение,что мы не в Горном Алтае,а в диких джунглях Амазонии.

Перед обедом всё же несколько подустали и шли 50x10 мин.За 50 минут проходили по 700-900 метров.Не обошлось и без первых потерь-Мирон потерял на первой переправе сланец,а Сергей умудрился по ходу движения потерять палатку!Нёс он её за рюкзаком ну и где-то оторвал в кустах.Но если сланец ушёл безвозвратно,то за палаткой Сергей вернулся и нашёл её.Вот так бывает!На обед встали,когда тропа вышла к воде,на небольшой ровной площадке.В этом месте в Айгулак впадает один из нескольких ручьёв.Стал накрапывать дождик.Сварили вкуснейший супец и натянули групповой тент,чтобы не так обломно было есть под каплями дождя ну и на случай если бы дождь зарядил посильнее...Обедали около часа.Впереди по ходу движения с этой обеденной полянки уже можно было рассмотреть долину, по которой нам надо было уходить направо.По ней в Айгулак впадал ручей,берущий своё начало из под перевала,который находился в непосредственной близости к высшей точке этого хребта. До этой долины мы дошли часа за три с половиной.

По пути ещё раз переправились через реку туда-обратно,при этом переобуваться уже никто не стал.Переправлялись вброд,вода была невысокая,но течение довольно сильное.Однако без страховки можно было смело обходиться.На стоянку встали уже в седьмом часу.Место для стоянки было найти нелегко.Чтобы найти в лесу ровную площадку для наших палаток,пришлось побегать и поискать.В итоге перешли через ручей на его левую сторону,подравняли несколько площадок и установили лагерь.Расположившиеся рядом с нашей со Славяном палаткой дамы,устанавливая свою палатку,решили проявить ко мне повышенные знаки внимания.Наталья,ломая небольшое сухое деревце,опрокинула мне его чуть-чуть не на голову.Дерево упало на нашу палатку,но порвать ничего не порвали,кроме одной завязочки.Ну и ладно,главное,башка целая осталась.В этот вечер настала наша со Славяном очередь дежурить.Как обычно потянулись ходоки,наперебой предлагая разную снедь из своих рюкзаков,облегчиться то каждому охота.

А у меня вот это есть,а у меня вот это...Эх,в городе бы так предлагали! Переоделись в сухое и приготовили ужин.Народ стал пытаться сушиться-я нет,вообще эти делом не занимаюсь.Зачем,если утром через двадцать шагов опять всё будет мокрое,ну а одеваться и потерпеть можно.Преуспела в сушке Оксана из Сургута-и своё и чужое,сушила всё,что на глаза попадалось.Славян замочил по дороге свой спальник ,поэтому,вскоре и он к этому занятию присоединился.Я швыркал чаёк,Андрей возился со своим фотоаппаратом,чего то он не хотел от влажности работать...Вскоре все пошли спать,а мы втроём-я,Слава и Оксана ещё долго сидели,разговаривали-кто откуда,где был и как здесь в тёмном Айгулакском лесу оказался...

День 3.

Понедельник,04 июля.Стоянка на левом притоке реки Айгулак-гребень возле вершины 2752м.Пешка,8 часов.
Пройдено 6 км с набором высоты в 1100м.

Утром проснулись где-то часов в восемь.После завтрака собрали лагерь и двинули на встречу с высотой.Тропа,которая вчера возле лагеря была хорошо выражена,вскоре стала тоже теряться.
Поэтому через часок ходьбы по бурелому решили спуститься к самому ручью и пойти по примятой снегом траве.Пока шли по лесу промокли до нитки,хотя дождя и не было,но роса и влага от вчерашнего дождя присутствовали.Ручей становился всё меньше и меньше и становилось понятно,что мы где-то на подходе к его началу.До обеда шли ещё по зоне леса.
После обеда,почти сразу из зоны леса вышли и начался довольно тяжёлый подъём вверх на гребень.Идти было под рюкзаком очень тяжело,по 10-20 шагов,больше не получалось.Группа разбилась и растянулась.Андрей с Мироном убежали ,если так можно сказать,вперёд,потом шли мы с Вячеславом.Левее нас ,метрах в 80-100 поднималась Оксана,за ней Наталья,ну и потом все остальные-мне уже не было видно.
Как это обычно бывает на подъёме,казалось,что вот вылезем до "того" камня и мы на гребне...А когда вылазишь,то оказывается что за ним ещё есть куда выползать,и так бесконечно.Становилось довольно прохладно.
Оксана вскоре решила к нашей двойке присоединиться.Втроём мы прошли ещё около получаса.К нам спустился Мирон,чтобы подсказать место,где они с Андреем вылезли на гребень.Ещё через полчаса мы ,наконец,увидели Андрея на гребне.Он был на небольшой площадке,с которой до вершины,если идти уже по гребню оставалось около километра.Высота в этом месте была около 2500 м.С гребня открылся вид на небольшое озеро на противоположной стороне.Здесь мнения разделились-Андрей предложил спуститься вниз к озеру и оттуда делать радиальные выходы,мы со Славяном предложили лагерь поставить прямо здесь на гребне,чтобы не терять с таким трудом набранную высоту.Мирон с нами согласился.Порешали поискать ровную площадку,которую вскоре Вячеслав нашёл чуть ниже.Над установкой лагеря пришлось повозиться.

Ровнять площадку пришлось,выкорчёвывая камни.Поставили палатки и на газу приготовили ужин.Погода была пасмурная,туман,тучи.Когда они рассеивались,то можно было рассмотреть долины Ярбалыка и Айгулака.Вечером стало совсем холодно,температура была минусовая.На ужин воду топили из снега.Оксана настолько устала,что забралась в палатку ,спальник и отходила от физического перегруза.За день высоты набрали около 1100м под рюкзаками и к такой нагрузке она оказалась не готова.Сказалась недостаточная аклиматизация.Потравили перед сном анекдоты,обменялись впечатлениями о сегодняшнем дне и спать.Ночью вставал,выходил из палатки-холодрыга стояла конкретная,тума,мороз.С большим удовольствием,после вылазки, занырнул в свой тёплый спальник.

ДЕНЬ 4.

Вторник,05 июля.Гребень возле вершины 2752м-вершина 2752м-долина реки Ярбалык-Чуйский тракт на слиянии рек Ярбалык и Чуя.Пешка,...ч. Слияние рек Ярбалык и Чуя-Белый Бом.Авто,...км.
Проснулись в седьмом часу...И сразу получили настолько шикарный подарок,что в следующий час только и хотелось чтобы кого-нибудь и как-нибудь за него отблагодарить.
А выглядел он так-абсолютно ясное и чистое небо,ни ветерка,головой можно крутить на все 360 градусов,видно далеко и отчётливо.Наша троица запоздала часа на полтора,поскольку народ из соседней палатки уже вовсю занимался фотосессией,приступили и мы.С этой точки ,с гребня,открылся прекрасный вид на долины Бельгебаша,Ярбалыка и Айгулака,на белки Северо-Чуйского хребта.Но самое главное видно было красавицу Белуху на Катунском хребте,хотя до неё отсюда около сотни километров!В общем,гуляли по поляне и фотали,гуляли и фотали...Настроение на 5+! Ради этого можно было и побольше чем два дня помокнуть!Приготовили на газу чай,позавтракали и стали собираться на вершину.Оксана решила на вершину не ходить,хотя настроение и физическое состояние у неё были уже гораздо лучше,чем вчера.
Пошли по гребню налегке.Вылезли на первый взлёт...Увидели вершину.Перед нами открылось довольно большое относительно ровное плато.До вершины надо было пройти ещё два взлёта.На плато стоял геодезический знак.Шли ,не спеша,любуясь панорамными видами.Андрей с Мироном,как обычно,унеслись вперёд,а мы со Славяном ,не спеша,поднимались и рассуждали о том,что правильно вчера выбрали место для лагеря.Всё таки это большой кайф созерцать красоты природы когда физической усталости нет вообще.Даже как-то непривычно было,совсем разные ощущения от восхождения на Верховье Ортолыка и здесь.Ну вот и крайний предвершинный взлёт.
 ВЫШЕ ИДТИ НЕ КУДА!МЫ НА ВЫСОТЕ 2752м! Вершина Айгулакского хребта представилась площадкой около 1000 квадратных метров.Камни,покрытые снегом.На ней установлена триангуляционная вышка и сложен тур.Андрей его проверил,но никаких записок не нашёл.Сказать что мы обалдели от панорамных видов-значит ничего не сказать.Снежные белки вершин,голубое небо,зелёные долины,чёрные камни...Ради такой красоты мы пробыли на вершине около часа.Фотались,восхищались увиденным.Сходили на противоположный край поляны,посмотрели на озёра под гребнем.Но больше всего ,конечно запомнилось самое большое озеро.

Жаль,конечно,что мы к нему не спускались,но с высоты очень красиво выглядело.Ещё раз порадовались погоде,которая была лучше не придумаешь.Кроме Оксаны на вершину залезли все...Правда,с Николаем прикол получился.Когда шли наверх,то он решил остаться на гребне-фотать и на вершину не ходить (тоже видать сказалась вчерашняя усталость),а когда стали спускаться-встретились,то говорит всё-хочу.В общем Андрею пришлось уже вместе с Николаем подниматься на вершину ещё раз.А вот в итоговую записку,которую,Андрей вложил в тур в первоё посещение,Николай ,увы,не попал...Спускались тем же путём,так как солнце светило вовсю,то на обратном пути снег уже начинал подтаивать.К обеду уже были все в лагере.
Пока ходили на вершину- вещи и спальники,которые раскладывали по лагерю, просушились.
 Дальнейшие планы ,наши со Славяном и группы разделились.Андрей планировал провести в горах ещё 2-3 дня,с целью радиальных выходов на близлежащие вершины Айгулакского хребта,мы же,ввиду острой нехватки времени,планировали возвращение домой,поскольку основная цель похода-восхождение на высшую точку хребта была достигнута.Пока шли до гребня,предыдущие два дня,мы свои запасы продуктов в рюкзаках не расходовали и теперь предложили их остальным участникам.Прикольно было-протягиваем четыре банки тушёнки-а народ отказывается,нести говорят неохота.Ну что ж,заберём с собой.Т.к. время было только обед,прикинули свои силы и решили сегодня до темна успеть по долине реки Ярбалыка выйти на Чуйский тракт.По расстоянию вроде и немного 10-11 км,но учитывая пересеченность местности,можно смело умножать на коэффициент 1.25-1.3,поэтому где-то 13-14 км предстояло пройти.Забегая вперёд,скажу,что "спорт" получился конкретный.Но мы в общем то его и хотели,т.к.на третий день уже полностью адаптировались и хотелось уже"физики".В общем ноги "чесались". Есть ли в долине тропы мы не знали,поэтому,чтобы не затягивать к 14-00 мы со Славяном вышли из лагеря.Остальная команда,посовещавшись,решила тоже сегодня спускаться,но до 17 часов вечера,до куда дойдут,а радиалки на вершины заменить на поездку в Курайскую степь и,возможно,на Улаганский автоперевал,посмотреть Алтай ,так сказать...
 Спустились в долину Ярбалыка и шли по траве,местами подболоченной до границы леса,переходя множество мелких ручьёв,которые втекают в реку.На одном из них наткнулись на лося,пришедшего на водопой.Всё произошло так быстро,что фотоаппарат я достать не успел,а лось,тем временем,убежал...Сделал для себя открытие.Оказывается кепка-это многофункциональный предмет в походах,одной из функций которого является возможность черпать им воду из ручьёв и пить.Очень удобно,чтобы не наклоняться с тяжёлым рюкзаком!Поэтому теперь всегда буду брать обязательно водонепроницаемую кепку!Попетлять пришлось изрядно...Войдя в лес обнаружили более менее заметную тропу-"побежалось" быстрее.Шли в обычном своём темпе 50/10.И всё бы ничего,но вскоре дошли до интересного места,где деревья в лесу стояли "голые"на обеих склонах,причём это не горельник был,а вот просто "голые" и всё...
 Сложность заключалась в том,что тропа потерялась,а идти напролом было сложно очень-через пять-десять метров поваленные деревья...Попытались обойти эти завалы поверху,но оказалось,что в этом и была наша ошибка.Надо было не поверху обходить ,а перейти реку и поискать тропу на противоположном склоне...Выбравшись по склону вверх,мы от завалов не ушли,а только выдохлись.За пару часов прошли только около километра.Тут получили новую проблему,пытаясь обойти завалы, залезли довольно высоко по склону,а долина реки уходила вниз,и получилось,что мы находились на склоне метрах в 100-150 по высоте.Надо было спускаться,но как?Куда ни посмотришь-везде обрывы...Пришлось спускаться в несколько приёмов,по 20-30 метров,тщательно подбирая участки для спуска.Кое-где пришлось скидывать рюкзак и сбрасывать его вниз,где-то скользить на 5 точке,где-то цепляться пальцами за скальные выступы или корни кустарников.Дело было серьёзное,так что я даже про фотоаппарат забыл,не до него было.В общем спустились к реке и.почти сразу ,нашли переправу,которая вывела на противоположный берег и,самое главное,на отличную конную тропу.Пошли по ней довольно быстро.Запомнился момент,когда в очередной раз тропа потерялась.Стали смотреть-где же она-не понятно...Присмотревшись увидели, на первый взгляд, ручей,но оказалось,что это тропа и есть,просто размыло её и затопило водой.Поэтому метров 200 пришлось пройти по колено в воде.Ну а дальше -дорога была "асфальт".После поворота
 долины реки направо,на карте выше этот момент виден,высота резко падает и Ярбалык течёт к Чуе,как могучая горная река,с рыком и грохотом.Здесь уже переправы в брод не возможны...Конная тропа петляет,переходя то на один то на другой берег.Всего переправлялись раза три.Стали попадаться в лесу берёзы,стало понятно,что до Чуйского уже недалеко.И вскоре мы этот кусочек дороги увидели!Раздалось восторженное -дошли!Ещё через полчаса,к 21-30,по правому берегу реки вышли на тракт,к месту слияния Ярбалыка с Чуей.Устали прилично...Скинули рюкзаки и занялись одновременно смешной и малоприятной процедурой-отловом и съёмом клещей друг с друга.Больше всего было на Славяне,я с него снял штук двадцать,из них около десятка уже присосались.Пока снимал,про себя ,эгоистично радовался-а на мне то вроде нет...Как вдруг,что то зачесалось! Да не где-нибудь,а в заднице!Вот так пришлось и штаны с себя спускать и вытаскивать,хорошо машин на тракте не было,а то могли и понять как нибудь неправильно...И всего то он один на мне и попался...Сделали вывод.что наловили клещей в березняке на коротком привале.
Управившись с клещами стали ловить попутку,чтобы добраться до нашего автомобиля,который стоял в Белом Боме,километрах в тридцати от места нашего выхода на тракт. Как назло машин не было,а темнело буквально с каждой минутой.
 Тормознуть удалось только через полчаса микроавтобус,в котором ехали монголы,которые по русски почти не говорили.Я так и не смог объяснить им куда мне надо.А взяли меня из-за двух монгольских слов-"найрамдал" и "айвахээр",что означает дружба и название города в Монголии.в котором я был в 2007 году.В общем довезли они меня до Белого Бома,а Славян остался на тракте с рюкзаками,поскольку микрик был полный и садиться было некуда...На стоянке забрал машину,написал Андрею записку и заложил за "дворник" на лобовом стекле.Помечтал о том,что вот сейчас Славяна заберу и сходим на пару часиков в баню на стоянке,но этой мечте не суждено было сбыться.Забрав Вячеслава с тракта на подъезде к Белому Бому,километров за 20 машина у нас сломалась.Заклинило водяную помпу,выкинуло тосол...Пришлось опять ловить попутку,поймали какого-то сумасшедшего таксиста из Горно-Алтайска,он нас на верёвке дотащил до Белого Бома с бешеной скоростью.Хотя у нас ни света ни тормозов толком не было.В который раз убедился,что если водитель не умеет буксировать аварийный транспорт,то,наверное,и не водитель он вовсе,а так прокладка.Но всё равно спасибо ему,хотя бы за то ,что остановился...
Подняли капот ,убедились в причине неисправности,и поняли,что заторчать на стоянке придётся конкретно,поскольку ближайший магазин запчастей -в Акташе,а вот работает он ночью или нет,было неизвестно.Решили судьбу не искушать и дождаться утра.Попили кофе в кофейнике,сил и моральных и физических было уже совсем мало,поэтому от бани решили отказаться и полезли в машину.
Всё-спать!

ДЕНЬ 5.

Среда,06 июля.Белый Бом-с.Онгудай-с.Шебалино-с.Алтайское-п.Белокуриха-с.Петропавловсое-с.Усть-Калманка-г.Алейск.Авто,...км.

Проспали около четырёх часов.В 06-30 я на попутке поехал в Акташ.Нашёл магазин,который прямо во дворе частной усадьбы располагался,купил всё что надо.Хозяин магазина очень сильно помог,договорился с ним и он довёз меня до Белого Бома всего за 150 рублей.Оказалось что и ночью можно было в магазин приехать.Теперь буду знать.На стоянке,перед тем как мне уехать,машину развернули и поставили так ,чтобы с дороги её было хорошо видно и подняли капот.Так вот пока я ездил,Славян сказал,что много машин останавливались и предлагали помощь-вот такая вот шофёрская взаимовыручка на Чуйском тракте.Здорово!
Ремонтировались до обеда.В обед выехали.Но просто так горы без приключений отпускать нас не хотели...Перед Семинским перевалом случилась ещё одна поломка-"потух" генератор.Чинились уже в Шебалино,видать машине это понравилось,причём обошлись без запчастей,своими силами,т.к. даже "щётки" на генератор купить в Шебалино не смогли.
Домой приехали уже поздно вечером...

итоги и выводы.

1. Восхождение заняло три дня,общий набор по высоте-1750м...
2.Очень удачно было выбрано время для похода,отсюда ощущения по максимуму-и снег,и дождь,и солнце...чёрные и белые горы,синие озёра,зелёные долины-в общем всё буйство красок!
3.Ещё раз убедился,что кольцевой маршрут гораздо интереснее,поэтому решение пойти обратно по долине Ярбалыка-абсолютное верное...теоретически можно выйти и по долине Бельгебаша,но это путь будет подлиннее...
4.Очень интересно было наблюдать Белуху с новой обзорной точки.
5.Один из самых наиболее интересных  и зрелищных походов по местам где нет туристов и туристических объектов...Айгулакский хребет-идеальное место для посещения в стиле самодеятельного туризма!