Курайский хребет

Альпинизм ● Кош-Агачский р-он РА РФ ● Октябрь 2010
г.Алейск- 823км Чуйского тракта-гора Вершина Ортолыка 3446м- 823км Чуйского тракта-г.Алейск
карта маршрута (спутник)
 транспортная схема

Вступление.

Ну вот уже и осень наступила,а Горного в моей душе всё же было мало на этот год. Даже после очень красивого похода-поездки по долине Чулышмана всё же хотелось какой -нибудь азартной,пусть и короткой пешки.Случай представился неожиданно,на одном из сайтов заядлого Новосибирского путешественника-Андрея Селигеева промелькнуло сообщение ,о том что он собирается сходить на высшую точку Курайского хребта-гору Верховье Ортолыка. На вопрос можно ли к нему присоединиться-получил быстрый и простой ответ-без проблем.Это было буквально за неделю до поездки...Уговорил и жену-Оксану поехать со мной,всего три дня ,с нашим маленьким сыном или без него уехать вместе надолго возможности никакой не было...
Курайский хребет — горный хребет на Восточном Алтае, водораздел рек Башкаус и Чуя.Протяженность хребта около 140 км, максимальная высота — 3446 м, вершина Верховье Ортолыка. Расположен параллельно Северо-Чуйскому хребту.На юге хребет граничит с Чуйской и Курайской степью. Сложен метаморфическими породами. На южном склоне выходят континентальные рыхлые осадки палеогена и неогена. Северный склон ниже гольцовой зоны покрыт субальпийскими лугами и лиственничными лесами, южный — степной растительностью.

День 1.

Пятница,01 октября.
г.Алейск-с.Усть-Калманка-с.Петропавловское-с.Солонешное-с.Усть-Кан-с.Онгудай-с.Акташ-стоянка на склоне Курайского хребта.Авто,...км.

Ну вот мы уже и мчимся вдвоём на легковой машине по знакомой дороге-впереди нас ждут горы.
Выехали где-то в 00 часов,с таким расчётом чтобы опередить Андрея из Новосибирска на 3-4 часа,и успеть съездить на короткую экскурсию в долину Каракол.А встретиться с ним договорились где-нибудь на Чуйском тракте,ориентировочно на перевале Чике-Таман.
До Усть-Кана доехали довольно быстро и повернули на дорогу,ведущую на Туэкту.Где-то на полпути случилась небольшая поломка-оторвался на моей "десятке" глушитель.Чинил минут тридцать методом проволоки и мата.И вот мы добрались до Чуйского.Повернув на тракт,решили перекусить,нашли хорошее местечко,съехав с тракта и переехав мостик через речку Урсул.Созвонившись с Андреем,выяснил что мы всё же конкретно его опережаем по времени,поэтому поездка в долину реки Каракол возможна.Почему мне хотелось посмотреть долину?Потому что она известна как "Каракольская галерея",т.е можно посмотреть древние наскальные рисунки.По пути есть цепочка небольших древних курганов.

В долине реки Каракол,которая впадает в Урсул находятся три алтайских села-Бичикту-Бом,Боочи и Кулада.Возле первого из них мы нашли на отвесной скале несколько десятков древних петроглифов.Осмотрели-поехали дальше,на 13км-село Боочи,в котором проживают алтайцы из сеока Майман.После села Боочи в долине Каракол начинают попадаться громадные курганы скифского времени.Они тянутся цепочками или стоят в гордом одиночестве.Это место называют "долиной смерти" скифских вождей.На 17 км находятся знаменитые курганы Башадар.Пофотографировали и поехали в Куладу,крайнее село в долине .В селе есть небольшой музей,но он был закрыт,хозяйку мы так и не нашли ,зато на территории музея осмотрели "каменные бабы".На всё про всё у нас ушло пара часов.Поехали обратно,тем более,что позвонил Андрей и сказал,что он уже на Семинском перевале-пьёт чай.И тут нас ждал сюрприз.Прямо перед деревней Бичикту-Бом какие -то дорожники алтайцы,вроде как из Онгудая взяли да и перерыли экскаватором дорогу и занялись укладкой большой трубы.Объехать-никак,только на хорошем внедорожнике,потому что слева-скалы,справа-болото,один алтаец полез на УАЗе,и самостоятельно вылезти не смог,толкали его,наверное человек десять...Подхожу к алтайцу-"прорабу",спрашиваю насколько,говорит часа на два .Однако в это раз алтайцы превзошли самих себя-работу закончили где-то за час с небольшим,но время мы всё же потеряли,поэтому в очередной раз,созвонившись с Андреем,перенесли нашу встречу на известное на Чуйском тракте место-слияние двух рек-Чуи и Катуни.

Подъехав на это место,обнаружили,судя ,по номерам, новосибирскую машину.Но никого ни в ней ни рядом не было.Поскольку Оксана была на этом месте впервые,решили не просто полюбоваться слиянием двух великих рек с обзорной точки,на которую приехали,а спуститься вниз к рекам и прогуляться.Прогулка заняла минут пятнадцать,поднявшись обратно,увидели наконец-то возле машин Андрея и с ним его спутницу-Наталью,тоже из Новосибирска.После короткого знакомства решили ехать,потому что время уже клонилось к вечеру,а мы ещё и ни на месте и ни на стоянке.Андрей,как "зачинщик" похода рванул вперёд,а я решил сделать ещё одно дело.Зная ,что на месте стоянки дров нет ,я ещё по дороге Усть-Кан-Туэкта собирал оброненные кем -то чурки в багажник.Ну и в азарт у меня переросла эта затея,уж очень хотелось вечером жаркого костра.С этой целью я вильнул с тракта и выпросил на стоянке возле Чибита ещё штуки четыре-пять здоровенных полена.
Короче,нас опять терпеливо ждали.Встретились с новосибирцами на 823 км тракта и повернули налево.Дорога просёлочная и идёт со значительным набором высоты.В общем взбирались столько ,сколько было возможно.Поскольку в багажнике у меня была куча дров ,то встал я довольно быстро...Решили дальше машины не насиловать и встать на стоянку у трёх деревьев,с виду вроде лиственниц.К этому времени уже стемнело,поэтому палатки ставили уже в полной темноте под свет фонариков.

Организовали костёр,приготовили поесть,поговорили о планах на следующий день.Андрей сообщил,что ожидает ещё одного участника-Виктора,который уже выехал из Новосибирска и планирует подъехать к утру.День был довольно насыщенный,а я ещё никак не мог переключиться на "горы".Решили спать...У нас с Оксаной была трёхместная палатка,и я с удивлением обнаружил-как это удобно в ней спать вдвоём-остаётся место под вещи,разные мелочи и т.д.Хотя в продолжительной пешке это конечно не вариант,но треккинг и восхождения разные по сути...Разделся догола,нырнул в спальник и ...отрубился.

День 2.

Суббота,02 октября.
Стоянка на склоне Курайского хребта-долина Ортолыка-гора Верховье Ортолыка (3446м)-стоянка на склоне Курайского хребта.Пеший,16 часов.

Утро выдалось необыкновенным! Это не для красного словца,а на самом деле-ощущения.Отоспавшись от вчерашней дороги и суеты,глаза стали видеть,а голова понимать и переваривать увиденное.Прежде всего-это цвета.Благодаря отличной погоде,чистое синее небо,жёлтая курайская земля и белизна вершин Северо-Чуйского хребта.И всё это великолепие видоизменялось с 07 утра,с того времени ,когда мы проснулись,каждые 10 минут.Это потрясающее занятие -ловить момент пробуждения природы и своего организма ,да ещё в таком очень красивом месте!

Если честно-тянуло на расслабон,но впереди была цель...Поэтому пришлось опустить голову вниз и начать готовиться к пешке.Старый армейский вещмешок послужил мне штурмовым рюкзаком,в него фонарик,доп.перчатки,кеды,накидку от дождя и калории на день-два пакета сгущёнки,два пакета орехово-фруктовой смеси,флягу с водой...Цепляю на пояс фотоаппарат-вот я и готов на сутки к переходу .Андрей берёт с собой "групповое"-пару газовых горелок,это хорошо -будет горячий чай...Вот только беспокоит мысль по поводу воды.Поскольку я сам планированием похода не занимался ,да и никто из нас в этих местах ранее не был,вопрос а где там вода-для меня открыт .А беспокоит потому что калорий то хватит,если что жирок да и мяско в организме присутствует-продержится,а вот без воды может быть туго.Поэтому кидаю в свой вещмешок полторашечку,на всякий случай.Народ между делом тоже собирается,экипируется.Не знаю во сколько подъехал Виктор-наш пятый участник из Новосибирска,т.к я спал,но предполагаю ,что он спал  от силы час-полтора-поэтому,подумал,что в переходе ему будет тяжело...
Попили чаю,что-то перекусили и на выход.Нас четверо-Андрей,я,Наталья и Виктор.Оксана решила остаться в лагере,сказала,что хочет просто отдохнуть.Я её прекрасно понял,когда сидишь полтора года с маленьким-день тишины и покоя в горах-это мечта! Нарубил ей дров для костра,сделали групповое фото и двинули.
С первых метров идём вверх по хорошо наезженной дороге.Идти несложно,поскольку веса на плечах практически никакого нет, Но только вверх и вверх .Первая пара сотня метров,как всегда определяет-кто у нас будет отстающим.Это Наталья и Виктор.Поэтому идём с Андреем в паре ,не теряя их из виду.

Вскоре начинаю идти по шагам ,т.е. считать.150-200,отдых...150-200,отдых...Замечаю,что Андрей останавливается на отдых в тоже время ,что и я.Спросил-оказывается тоже считает,это хорошо,значит понимаем,что делаем.Там где угол подъёма  круче ,чем обычно,сбиваемся на 100-150 шагов...Вот так за устным счётом и выходим на перевал,здесь заканчивается наезженная колея и становится понятно-для чего она нужна.Здесь мекка для парапланеристов,которых завозят сюда на внедорожниках.С перевала-во всей красе просматривается долина Ортолыка,этакое высохшее русло,и заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта.Здесь сделали недолгий привал.Пофотались и стали спускаться в долину.Спуск достаточно крутой,высоты сбросили,наверное метров 200.Когда спустились,то повернув назад головы,заметили на перевале одинокую фигуру-надо же ,ещё кто-то здесь есть... Ну а дальше опять подъём ,но уже по куруму.Старались идти по крупным камням,иначе,если идти по мелкой сыпухе,то,буксуя тратишь дополнительные силы.Вышли вскоре к замечательному месту-скальному цирку ,в котором притаилось на высоте 2861 м замечательное высокогорное озеро.Местами оно было подо льдом,Наталья сделала по этому поводу замечательные фотографии.Не могу удержаться-дам ссылку...Возле озера решили обстоятельно отдохнуть.Достали газовые горелки,приготовили концентрированное картофельное пюре с сырокопчёной колбасой и чай.Мне есть сильно не хотелось,но для того ,чтобы зарядиться умял пакет сухофруктов дополнительно...

Простояли на озере минут тридцать и начали собираться на финальный штурм.Виктор и Наталья решили ограничиться и на вершину не пошли,устали-сказали,что займутся фотографированием и отдыхом...На самом деле всё оказалось как никогда кстати.Получился как бы промежуточный лагерь.В базовом -человек есть и здесь есть.Оставили на озере всё что было-рюкзаки,продукты,взяли только фотоаппараты и воду.Тут я компанию немного повеселил,заявив,что у меня помимо штурмового вещмешка есть ещё мини-штурмовой рюкзак-это мой чехол от футбольного мяса-очень удобной эта штуковина в данный момент оказалась.
Что ж,мы остались вдвоём.Визуально определились с направлением-и в путь...Первые шаги на гребень,который ведёт к вершине,дались нелегко.Подъём около 35 градусов,курум и сыпуха.Через полчаса вылезли на гребень и вот тут во всей красе перед нами предстало озеро,где мы стояли.Красиво очень.

Далее путь шёл по гребню,вверх-вниз, и вскоре мы дошли до небольшого пологого участка.Кто ходил,знает,как это в кайф,после тяжёлого подъёма пройти хотя бы сотню метров по ровному участку.Ну а далее снова вверх-круто и по куруму.На нём я и подсел.В голову полезли мысли-"а чё я эдесь делаю".Это означает только одно-конкретную усталость.Идти приходилось следующим образом .20 шагов-отдых,ещё 20 шагов-конкретный отдых.Т.е. посидел,посмотрел по сторонам,привёл дыхание в порядок,подумал,а может вниз,передумал вниз,посмотрел наверх и сказал себе-"вот дойду до того камня,а потом вниз",встал,и пошёл наверх...И таких посиделок у меня было около десятка,а может и больше..Но ноги делали своё дело, и после очередного "да ну его нафик" вылез я всё -таки на предвершинный гребень.Андрей,тем временем.значительно ушёл вперёд,минут двадцать между нами была разница.Второму дыханию открыться помогло увиденное-вдалеке,ещё выше,блестела тригонометрическая вышка! И теперь никаких вниз-только вверх! Тем более,что и спина Андрея маячила впереди.Как же нелегко мне дались эти последние несколько сот метров.Во-первых,конечно,я устал,а во-вторых,идти было очень сложно.

Гребень узкий,местами приходилось обходить сложные участки на нём,затаив дыхание,держась пальцами за скальные выступы,боясь перенести вес на какую то одну ногу.Внизу обрыв...Крайние метры вообще сложно.Андрей уже сидит на вершине,рядом с триногой,я его вижу.Взял левее по гребню и иду уже по десять шагов .Здесь круто,приходится идти на четырёх костях,помогая руками...Сыпуха...Даже крупные камни движутся...Ещё чуть-чуть и я падаю на задницу возле вышки..ДОШЁЛ! ВЫШЕ ИДТИ НЕ КУДА! УРА! Всё что смог сказать Андрею,это то что мне надо 5 минут отдохнуть.

На вершине мы были в 17-00 и минут 20.Нас конкретно поджимало время.Отстал я от Андрея в итоге минут на сорок.Сделали фотки,панорамы здесь УХ..!Даже Белуху было видно,хотя до неё около сотни километров-спасибо Хану Алтаю за погоду!Нашли в туре необычную записку,на деревянной лопатке,вложили свою.Ещё когда шёл наверх,обратил внимание ,что можно спуститься с вершины не по пути подъёма,а в другую сторону,и по кулуару выйти в долину Ортолыка.Предложил Андрею разделиться-он не против.Ну вот и надо идти ,чтобы засветло ,хотя бы в эту долину спуститься.Андрей ушёл раньше меня минут на 10,я ещё посидел,покайфовал,осмотрелся и в путь...Спускаться было тоже сложно.Встаёшь на сыпухе на пятки и едешь,пока едется.Приехал,нащёл ещё участок сыпухи и поехал дальше...Иногда поднимал голову вверх и назад и не верилось-что я там был!Впереди маячил небольшой ледничёк,который занимал все мои мысли-там была свежая,чистая,холодная и вкусная вода! Но вот приближалась она очень и очень медленно.Это только сверху кажется,что вот оно рукой подать...В этом смысле когда идёшь наверх,объеты визуально приближаются быстрее,точнее восприятие визуальное так работает...Спускался я долго,часа полтора .Когда дошёл/доехал до ледничка,то оказалось,что шум воды ,который я сверху слышал был немного обманчив.Т.е вода то была,вот только надо было лёд чем то раздолбить...Упал я на лёд,взял острый камень и принялся за работу.Выдолбил лунку,достал фляжку,набрал четверть и пить,пить,пить...Выдолбил ещё,набрал половину и пить,пить,пить...
Светового дня оставалось не более часа,и я решил поторопиться,чтобы максимально пройти по светлому сколько получиться.Насыпал фляжку до краёв водой из ладоней и в ...путь! В который раз за сегодня!Тем временем открылось ,наверное,третье или четвёртое дыхание за сегодня.Стало как-то неожиданно легко,на душе и в теле-осадков нет,иду вниз,никого догонять не надо,куда иду-знаю,там ,где был-здорово что дошёл,и т.д.Вот такие были мысли .И даже то что лампочку вскоре выключили и стало темно,никак не влияло на в общем-то замечательное настроение.Достал фонарик,прицепил на лоб.Единственное,что напрягало,устал и физически и психологически идти по камням.Хотелось выбраться на любую,только ровную местность.Поскольку дальше чем на 20-30 м видно не было,то дорогу выбирал наугад,где-то шёл по льду Ортолыка,где-то по камням...
Решил передохнуть-улёгся на небольшую ровную площадку и пролежал минут минут 15,глядя на небо.присмотрелся в темноту и увидел медленно движущиеся огоньки.Понял,что это Чуйский тракт,где-то возле Курая.Оставалось только по темноте найти выход на перевал из долины.Ну а если не найду,то пришлось бы спускаться вниз до самого тракта,ну а там бы и утро наступило.Силы ещё есть-вперёд!Через час ходьбы мне показалось что я услышал какой-то звук.Но где он-не понял .И только ещё через минут 20-30 отчётливо услышал и ,самое главное,увидел справа вверху по ходу движения яркую светящуюся точку.Я её видел и раньше-это был Андрей с фонариком на перевале-ждал меня,молодец что ждал,так бы я промазал,но раньше я принял эту точку за звезду-она сливалась со звёздным небом.А Андрей не догадался включить мигающий режим.Забирайся говорит наверх,наверх-это метров 150 по крутому склону-вот такая вот в горах акустика.Забирался по 10-15 шагов.Наверх идти-сил практически уже не было...

На перевале отдохнули,Андрей сказал ,что Наталья с Виктором ,не дождавшись нас у озера к оговоренному времени,ушли самостоятельно.Ну и ладно,вот мы и опять вдвоём.И дальше ровная ,как стиральная доска дорога,и только вниз.Ещё через час увидели впереди свет от нашего костра в базовом лагере.Андрей достал мобильный ,позвонил,и заказал праздничный ужин,в честь восхождения на высшую точку Куорайского хребта.Даже умудрился центральный замок своей машины  открыть за километр,наверное.Вот такая вот в горах связь...Ну вот и лагерь,скидываю с плеч вещмешок,сажусь к костру,обхватываю бутыль с водой и и пить,пить,пить...Чай,вода,вода,чай...Есть совсем не хотелось,только эмоции,усталость,осознанное чувство,что идти уже никуда не надо и хорошее такое чувство от достигнутой цели и горной красоты.Внутреннее состояние-гордость,радость и спокойствие! В городе так не бывает!
В лагерь я пришёл где-то в 22-30.Виктор уже спал.Оксана ,когда сидели за костром вчетвером,приподнесла сюрприз.оказалось,что ту одинокую фигуру,которую мы видели из долины на перевале-это была она!Как мы только ушли,она решила прогуляться и поднялась вслед за нами на перевал! Вот молодец!Туда-сюда у неё заняло около 3 часов.У нас около 16 до вершины и обратно.Впечатлений было море,но усталость брала своё-Андрей с Натальей ушли спать.Мы ещё немного посидели,я хлопнул грамм 150 менделеевского продукта и тоже по спальникам.И как же быстро я уснул!!!

ДЕНЬ 3.

Воскресение,03 октября.Транспортная заброска,стоянка на склоне Курайского хребта-с.Акташ-с.Онгудай-с.Усть-Кан-с.Солонешное-с.Петропавловское-с.Усть-Калманка-г.Алейск.Авто,...км.Проснулись в седьмом часу утра.Попили чайку,перекусили и стали собираться домой.Андрей с Натальей уехали чуть раньше нас.Когда мы с Оксаной уже собрались-проснулся Виктор.Поговорили с ним о вчерашнем дне,попрощались и поехали.По дороге заехали на водопад Ширлак.На Чуйском  нас догнал Андрей-оказалось он заезжал в пару мест пофографировать.Все вместе заехали на пасеку,купили алтайского мёда.До Алейска добрались где-то к 20-00.

ИТОГИ И ВЫВОДЫ.

1.По высоте за день набрали около 1650 м за 16 ходовых часов-и это пока мой личный рекорд.Прежний равнялся 13 ходовым часам и набору высоты в 700м при прохождении перевала Акчан западный в 2008 году в походе по Мультинскому узлу.
2.Если восходить на вершину Верховье Ортолыка-то лучше всё же в 2 дня.У нас получилось больше спортивное восхождение.Люди в группе были с разной степенью физической готовности,поэтому только двоим и удалось до цели добраться.
3.В любых радиальных выходах и на всех восхождениях ВСЕГДА нужно иметь при себе фонарик!
4.Ещё раз убедился-глаза бояться-ноги делают!
5.Не ожидал от своей жены такой прыти...
5.В целом поход удался,долина Ортолыка и вершина Курайского хребта однозначно заслуживают того,чтобы  здесь побывать.Спасибо Андрею Селигееву за идею и планирование похода и за возможность принять в нём участие!
6.Ссылки на альтернативные отчёты- Андрея Селигеева и Натальи Белозёровой

Почитайте,не пожалеете,ребята асы в этом деле...