Мультинский узел

Горный туризм ● Усть-Коксинский  р-он РА РФ ● Апрель/Июль 2008
г.Алейск→ с.Мульта→ р.Акчан → пер.Акчан зап 1а,2630м → р.Куйгук→р.Мульта Мультинские озёра → с.Мульта→ г.Алейск

карта маршрута
карта маршрута (спутник)

авто-схема

ВСТУПЛЕНИЕ.

Долгой зимой   2008 года я окончательно понял,что "заразился" пешими походами.Сходив  три раза к Каракольским озёрам,хотелось попробовать что-то более серьёзное как в спортивном плане,так и посмотреть другой район горного Алтая,не Чемальский.Расширить ,так сказать географию.Пошарив в интернете,нашёл упоминание о Мультинских озёрах и решил остановить свой выбор на походе к ним.С этой целью съездил в середине апреля в разведку в Усть-Коксинский район.Мой отчёт будет состоять из двух частей-апрельской разведки и ,собственно ,самого похода.
12 апреля. г.Алейск-с.Петропавловское-с.Солонешное-с.Усть-Кан-с.Усть-Кокса-с.Верхний Уймон-с.Усть-Кокса,авто-...км
Моим спутниками в этой поездке стали моя жена Оксана и дочь Лада.Выехали очень рано.Дорога была знакома,проехали знакомые места ,в том числе экстремальный участок вдоль реки Ануй,на котором в это время ещё лежит лёд.После Солонешного,проехав развилку,с которой начинается путь к Шинокским водопадам,выехали на границу Алтайского края и Республики Алтай.Места здесь очень красивые и ехать можно долго,если много фотографировать.Въехали в Усть-Кан часам к десяти утра и ...прокололи колесо.Потеряв около часа времени на ремонт ,двинули в Усть-Коксу.На этом отрезке пути мне очень нравятся места,где есть мост через речку Тюгурюк и открывающиеся виды с дороги на реку Кокса.Паспортный контроль на блок посту погранцов прошли без проблем,и вот мы в Усть- Коксе.Сразу же решили вопрос с ночлегом.Заехав в местную гостиницу,я вначале не поверил своим ушам,когда мне озвучили ценник,под две тыщи за ночь,за номер,то что нам нужно только переночевать никого не интересовало,и на оплату за полусуток администратор не согласился,не согласились и мы. Следуя известной русской пословице-язык до Киева доведёт,нашли небольшую уютную частную гостиницу с гостепреимной хозяйкой,всего за 500 руб.Решив вопрос ,поехали в Верхний Уймон,где посетили музей им Рериха.Очень интересное место,много нового узнали о старообрядцах,которые здесь проживают,о Центрально-Азиатской экспедиции Рериха,которая проходила через это село.Купили сувениры и поехали отдыхать на берег Катуни.Развели костёр,пожарили шашлыки,в общем душевно расслабились В Усть-Коксу вернулись уже совсем затемно и завалились спать.Все очень устали от переезда...

13 апреля. с.Усть-Кокса-с.Мульта-с.Замульта-с.Усть-Кокса-с.Усть-Кан-с.Солонешное-с.Петропавловское-с.Усть-Калманка-г.Алейск,авто-...км.
Утром приготовили завтрак,всё по-домашнему,в гостинице кухня,стол и т.д ,поели и поехали в село Мульта.Село представляет собой небольшое поселение,и собственно делится на две части-Мульту и Замульту,которые разделяет река Мульта,что-то вроде я живу на одном,ну а ты на другом...Мульта-это отпраная точка всех походов по Мультинскому узлу,летом здесь много туристов,даже автобусный рейс есть Барнаул-Мульта.Здесь есть магазины,почта,проживают кержаки.В  Замульте я познакомился с Алексеем Боровиковым,он занимается транспортной заброской к Мультинским озёрам и содержит небольшую перевалочную базу,прямо у себя в ограде,где можно либо поставить палатку,либо арендовать домик для ночлега и отдыха.Собственно к апрелю месяцу у меня уже была готова нитка маршрута.Алексей её полностью одобрил,через него решили вопрос с проводником.Покатались по селу и после обеда двинули домой.На пути между Усть-Коксой и Усть-Каном заехали осмотреть ещё одну местную достопримечательность-Усть-Канскую пещеру.Довольно интересное место и виды с обзорной площадки перед пещерой впечатляют.Погуляли по окрестностям и в путь...Он был как обычно долгий ,часов 10 ехали,домой приехали уже к утру 13 апреля.
 Таким образом разведка состоялась,оставалось подготовиться по снаряге и собрать команду,готовую к приключениям и исследованиям Мультинского узла... Весь май и июнь я занимался комплектованием группы.Выставлял предложения в интернет и по знакомым.В итоге набралось 10 человек:
1.Мельников Андрей,г.Алейск (идея,организация)
2.Жерняк Дмитрий,г.Алейск(завхоз и медик)
3.Богун Юрий Антонович,г.Алейск(спец.по лагерю)
4.Казанцев Андрей,с.Замульта(конный проводник)
5.Пискун Татьяна,г.Алейск
6.Пискун Пётр Петрович,г.Алейск
7.Селищева Татьяна Дмитриевна,г.Алейск
8.Базаров Станислав,г.Белокуриха
9.Чалов Игорь,г.Новосибирск
10....Татьяна,г.Барнаул

день 1.

Пятница,04 июля.
Транспортная заброска,г.Алейск-с.Усть-Калманка-с.Петропавловское-с.Солонешное-с.Усть-Кан-с.Усть-Кокса-с.Замульта,авто-550км.
Из города Алейска ехать было решено утром на двух легковых автомобилях,напряжно,конечно,вдевятером (Андрей присоединился в Замульте),да ещё с рюкзаками,спальниками и остальной поклажей,но зато экономично.В дороге,как обычно,смех,шутки и желание быстрее вырваться из цивилизации.Всё было так,пока не проехали Солонешное.Ещё по дороге на границе с Горным Алтаем,там,где проезжали деревни Тог-Алтай,Чёрный Ануй, я почувствовал запах бензина в машине,но значения сразу этому не придал.Уже проезжая Усть-Муту,перед Яконуром, машина заглохла.Закончился бензин,а датчик на панели у меня не работал.Я офигел,заправляясь в Алейске полным баком,рассчитывал доехать уж до Усть-Коксы точно.Ситуация осложнялась тем,что вторая машина ведомая Дмитрием Жерняком шла впереди нас и связи с ней не было...Пришлось ловить попутку и ехать в Яконур за бензином.Диман,тем временем,вернулся обратно,долго нас не видя на хвосте.Залили бензин и поехали,на этот раз Диман сзади.Отъехав метро 500,он начал мне энергично сигналить фарами.Остановились.Осмотр показал,что где-то по дороге,там где нет асфальта,камнем пробило бензобак и бензин понемногу,около часа,вытекал из него.Сделать что-либо в дороге не представлялось возможным,поэтому решили ехать на верёвке до Усть-Кана.Добравшись до села  уже под вечер поехали искать какую-нибудь мастерскую,но не тут то было.Пятница,вечер,извините...Местные либо присели с обеда на алкоголь,либо пошли заниматься своими делами.Поняв,что к 22-00,как планировали, мы уже не успеваем,решили не ночевать ,так как перспективы ремонта и на утро не просматривались,а двигать дальше -на верёвке,а это почти 150 км горной дороги.Ох и тяжело мне было за рулём на подъёмах-спусках.Уже перед Усть-Коксой я всё же "зевнул" и въехал Диману в бампер его машины.Больше в этой поездке багажник у него не закрывался...Так вот,кое-как, добрались до Замульты,уже к полвторого ночи.Быстренько поставили у Алексея Боровикова на базе палатки,перекусили и легли спать.Я настолько устал,что в палатку не полез,а грохнулся спать прямо в машине.:

ДЕНЬ 2.

Суббота,05 июля.
с.Замульта-долина реки Акчан.Пеший -15 км.
Поспав три часа,меня разбудил неожиданный звонок.Звонили из Алейска.Я очень этому удивился,поскольку перед отъездом предупредил всех,что меня в городе не будет 10 дней и связи со мной не будет.Решил всё же перезвонить.Новость оказалась ужасной и трагической-в автокатастрофе погиб мой друг и коллега .Следующий час я разрывался на части.С одной стороны было нужно возвращаться на похороны,с другой на мне лежала ответственность за людей,которых я взял с собой в поход...Пришлось принять очень тяжёлое и непростое решение-идти в поход и жить для живых...

С этими грустными мыслями рано поутру в 06 часов начал организовывать  раскладку продуктов и снаряги по рюкзакам участников.Когда всё уже было готово Алексей предложил немного подбросить нас на УАЗах,за деревню.Приехал и наш проводник,Андрей ,на коне.Коня тоже решили взять в поход,поскольку он был готов нести на себе часть группового снаряжения .Так все вместе и выехали за деревню.Сказали Алексею до свидания и договорились с ним о ремонте моей машины за время похода.Ура,привет пешка! Погода стояла отличная,тропа тоже одно удовольствие.Через пару-тройку привалов вышли в долину реки Акчан.Далее тропа шла вдоль реки и в монотонную пешку добавился дополнительный колорит-журчание воды.К месту нашей стоянки на Акчане вышли уже к семи часам вечера.Место для стоянки выбрали как можно ближе к воде и с возможностью быстро сходить за дровами.Костровище изобразили самостоятельно,установили лагерь и принялись готовить ужин.За ужином поздравили себя с первым туристическим днём в походе,перезнакомились и полезли спать по палаткам,весьма довольные погодой и удавшимся переходом...

ДЕНЬ 3.

Воскресение,06 июля.
Долина реки Акчан-гора Колбан .Пеший,радиально-8 км.Ходовых 6 часов.

Проснулись около девяти утра и после завтрака решили как следует заготовить дровишек.С этой целью облазили склон долины Акчана, место для стоянки мы выбрали не доходя до озера Акчан километра три,поэтому оно находилось ещё в зоне леса.После заготовок стали готовиться к восхождению на Колбан.Эта гора считается для Алтайцев священной и является главенствующей вершиной Мультинского узла.Перейдя вброд Акчан в сотне метров ниже нашей стоянки,начали подниматься,вначале по лесистой местности,затем по достаточно крутому каменистому кулуару.Постепенно с набором высоты  открывался очень красивый вид на долину реки.Пока шли-каких только цветов не увидели-их было просто море!Вскоре,с набором высоты появился первый снежник,закончилась растительность и мы вышли на небольшое плато,с которого открылся потрясающий вид на несколько горных озёр.Пофотографировались на фоне этой красоты и пошли дальше , теперь уже круто вверх по очень крупным камням.С этой высоты уже хорошо просматривались два возможных перехода в долину Куйгука-перевалы Куйгук и Акчан западный.Идти было непросто,хотя мы были и без рюкзаков,скакать по камням наверх занятие весьма физически нелёгкое .Поэтому как только показался предвершинный гребень Колбана,решили немного отдохнуть,поесть сгущёнки и попить водички .Набор высоты составлял уже около 1000м.Оставалась самая сложная и интересная часть подъёма-гребень под углом 40-45 градусов,протяжённостью около 400м.С этой точки перед нами во всей красе предстало озеро Акчан.С высоты кажется небольшая лужица,очень красивый цвет воды-насыщенно зелёный.Как только начали подбираться к началу гребня внезапно испортилась погода.Именно внезапно.Всего минут за 10 -15 .налетел шквальный ветер,посыпал дождь,небо стало чёрно-синим.Впечатление такое было,что мы попали самое мало в ад.Ветер вмиг изорвал все китайские дождевики,промокли все до нитки.Естественно в такой ситуации ни о каком штурме уже речи не было.Во-первых стало очень холодно,во-вторых настолько скользко,что лезть в нашей обуви наверх было просто опасно. Приняли решение спускаться вниз.Ещё когда я ездил в разведку до похода,местные жители мне говорили,что Колбан-очень строптивая гора,может пустить,а может и нет,и очень большое везение тем,кто поднимется на неё при хорошей погоде.Сама по себе гора имеет пирамидальную форму.Не верил я раньше в разные разговоры про энергетику пирамид и их взаимосвязь,но здесь,почти на Колбане,ощутил это явление вполне осознанно.
В этот раз гора не пустила,более того,как только спустились в зону растительности,издевательски разошлись тучи и облака и засветило солнце.Несмотря на то что вершины не достигли,настроение было хорошее,виды с пути подъёма стоили того.Времени у нас ушло на подъём-спуск около 7 часов,пришли в лагерь уже очень уставшими.Меня настолько впечатлила пирамида Колбана и природная сила горы,что сидеть в лагере не хотелось и я решил в одиночку прогуляться до озера Акчан.
Вышел из лагеря где-то в 20-00,нашёл тропу и за час добрался до озера.Очень жаль,что светлого времени суток оставалось очень мало,в горах к 22-00 уже темно.Около 40 минут я любовался озером,фотографировал и философски обдумывал сегодняшнее восхождение.Озеро мне очень понравилось.Хотя растительности здесь уже и нет,высота около 2200м, но зато и туристов нет-тихо,спокойно и красиво.Поглазел наверх,пытаясь определить ту точку ,с которой смотрел на озеро с километровой высоты.Ушёл от озера уже в сумерках,засняв очень красивый закат.Пока добирался до лагеря опять испортилась погода-пошёл дождь. В лагерь пришёл буквально на ощупь-под дождём и в полной темноте.Ужин к тому времени уже был готов,поев,бухнулся спать ,под мерное постукивание капель воды по палатке , после двенадцати часовой пешки по горным тропам сон приходит ещё до того как голова опускается на рюкзак...

ДЕНЬ 4.
Понедельник,07 июля.
Стоянка на реке Акчан-озеро Акчан-стоянка на реке Акчан.Пеший, радиально-6 км.Ходовых 3 часа.

Всю ночь шёл дождь.К утру заметно похолодало.Проснувшись,я вылез из палатки и первым делом взглянул на небо.Оно было затянуто плотной пеленой ,а все ближайшие горные вершины накрыты густым туманом.По плану у нас сегодня -переход через перевал на озеро Куйгук.Посоветовавшись с Андреем,я решил,что идти через перевал в такой туман занятие весьма экстремальное,поэтому приняли решение встать на вынужденную днёвку.Ситуация осложнялась ещё и тем,что идти на перевал нам предстояло без проводника Андрея,т.к наш конь к такому мероприятию был не готов и для него требовался небольшой обходной манёвр...Часов до шести вечера занимались тем,что ели ,спали или просто отлёживались по палаткам.Дождь ,казалось,придерживался своего методичного графика-полчаса поливал как из ведра,потом минут на десять-пятнадцать выглядывало солнышко.Как только начинало казаться,что всё-погода наладилась,опять небо хмурело и поливало нас,как из ведра.Вечером в один из таких просветов народ сходил в радиалку к озеру Акчан.За вечерним костром и ужином почти все разговоры были о погоде.Удивительно приятное всё же дело-крыша над головой,особенно в виде палаточного тента,как же там уютно и здорово в ненастье.Не знаю,как к этому относился наш конь,мирно пасущийся в двадцати метрах выше нашей стоянки,но я ему не завидовал...

ДЕНЬ 5.

Вторник,08 июля.
Долина реки Акчан-перевал Акчан западный 1а,2630м-долина реки Куйгук-озеро Куйгук-озеро Нижнее Мультинское.Пеший- 20 км.Ходовых 13 часов.

Ночью наш парнокопытный друг несколько раз принимался громко ржать.Варианта такого поведения два-или коняга почуял какого-то зверя,а медведи здесь водятся,или решил напомнить,что не за зря отрабатывает свой хлеб,т.е акчанскую траву.В любом случае проверить нам это не удалось,поэтому следуя взаимной уважухе ,все признали что коняга всех нас просто спас ночью от дикого зверья и засвидетельствовали ему своё почтение...Погода немного улучшилась,дождь если и шёл,то мелко-мелко накрапывая.Поскольку дольше оставаться на этой стоянке мы просто не могли-тогда бы летел весь походный график,решили сворачивать лагерь и выдвигаться на перевал.Несколько слов о долине Акчана-мне она,несмотря на непогоду, очень и очень понравилась.Прежде всего тем,что за два дня мы не встретили здесь ни одного человека,хотя стояли прямо на тропе к озеру.С дровами проблем не было,вода рядом,вокруг очень красиво.
Свернули лагерь и были готовы к выходу уже к 10 часам.Где-то за полтора часа поднялись вместе с Андреем и нашим конём метров на 200-250 над долиной,определились с направлением дальнейшего движения и ,договорившись встретиться на озере Куйгук, распрощались.Андрей поехал в обход,а мы двинули к перевалу.Седловина перевала хорошо просматривалась,идти к ней было нужно ,обогнув большой и круглый шиш.Шли можно сказать налегке,групповую снарягу любезно вёз наш конь,а продуктов было всего лишь на несколько перекусов,поскольку на Мультинских озёрах нас ожидала закладка,доставленная туда Алексеем Боровиковым из Замульты,по взаимной договорённости.Приближаясь к шишу ,ещё издали, мы   заметили стадо дико пасущихся сарлыков.Андрей предупреждал,что подходить к ним опасно-могут наброситься,поэтому до поры до времени мы лишь следили за ними.Приключение началось,когда,обогнув шиш,приблизились к началу крутого подъёма на седловину.До неё было ещё около километра ,когда мне уже стало понятно,что стадо движется нам наперерез.У пары человек из нашей группы нервы не выдержали и они отстали метро на 400,пытаясь как то вырулить чуть повыше.Хотя если честно ребята немного сдрейфили...Остановились на перекус,поели заранее заготовленную фруктовую смесь из сушёных кураги,изюма,ананаса,грецких орехов,попили водички.Сарлыки остановились тоже,пощипывали редкую травку...Пространство открытое-мы один на один.Тоько начали движение-они тоже.Мистика какая-то!Я ни как не мог взять в толк,что происходит И лишь когда мы находились уже метрах в ста друг от друга пришла разгадка.Никто ни на кого не хотел нападать,просто сарлыки тоже шли на перевал и наши пути пересеклись!!! Мы поняли,что природа сделала нам просто царский подарок-никто лучше диких животных не смог бы показать нам оптимальный путь перехода седловины.Вежливо пропустив сарлыков вперёд пошли вслед по их "копытам".Тут нас ждало ещё одно открытие.Дикие то они дикие,но продуманные конкретно!Сыпуху на седловине стадо переходило не как попало,а копыто в копыто,выбивая тем самым ступени в камнях,получалось что-то вроде межэтажного пролёта!Вот так по этим ступеням и взобрались на перевал.Красота открылась просто сказочная! Виды на долины Акчана и Куйгука были просто потрясающие!Жаль,что минут через пятнадцать,пока мы делали привал и фотографировались седловину накрыло туманом.Погода хоть и наладилась,дождя не было,но и солнца тоже.Сделали ещё один перекус и стали выбирать направление спуска.Андрей мне говорил,что нужно забирать в самый левый лог,так и сделали.Но ,пройдя метров 500,уверенности у меня в правильности выбранного пути не было.Могло оказаться так,что спустившись с перевала полностью,метров за сто до реки Куйгук мог быть крутой обрыв.И что тогда?Обратно наверх?Народ уже конкретно устал,палатки уехали с конём.В общем спускались можно сказать на шару,периодически Антоныч забегал на какую-нибудь возвышенность,пытаясь хоть как то просмотреть дальнейший путь.Вскоре на противоположном склоне,через долину Куйгука показалось горное озеро-это было верхнее Куйгукское озеро.Ну вот мы уже в метрах 200 по высоте от реки .Остановились передохнуть.Вроде спуск более менее пологий.Тропы как таковой на всём протяжении спуска не было-в начале крупные камни,потом,когда вошли в зону растительности-шли ,выбирая дорогу.Последние метров 30 съезжали местами на 5 точке,притормаживая рюкзаками...Ну вот и река!Ох и красиво здесь! Расположились на берегу в леске,скинули рюкзаки и стали размышлять-а где мы? Дело в том, проводник Андрей обещал нам ,что выйдем прямо к озеру,но озера точно нет.Может всё же ошиблись логом на спуске? Ответ пришёл чуть позже,когда мы, оставив Татьяну Дмитриевну и наши рюкзаки, двинули вверх по реке искать озеро.Вскоре наткнулись на группу туристов,переговорили и оказалось,что проводник просто элементарно ошибся...Я специально ранее не упоминал какой перевал мы переходили.Андрея просил показать мне дорогу на перевал Куйгук,которым на озеро Куйгук от Акчана ходят все нормальные люди.Не знаю насколько он хорошо эти места знал,но только перешли мы не перевал Куйгук,который выводит к озеру,а перевал Акчан западный и оказались от озера в 3,5 км вниз по реке.Сориентироваться мне помог вскоре показавшийся водопад Куйгук,один из самых красивых в здешних местах.Затратив на переход по набитой тропе около часа пришли на озеро.Впечатлений была масса.После всех непоняток увидели всё таки озеро Куйгук,которое всех очень впечатлило .Я не поэт,но душа пела,так можно описать моё состояние,да и ребят тоже! Рядом с озером на камнях сидел одинокий художник и делал  наброски этой природной красоты.Вдохновение-я в полной мере осознал смысл этого слова именно здесь...Нас с Антонычем посетила идея-купаемся!Сказано-сделано!Освежились по полной-вода в горном озере почти ледяная ,дольше пары минут выдержать невозможно. Сделав фотки на озере,пошли обратно,дойдя до водопада принялись опять фотографироваться.Если бы не вынужденная днёвка из-за погоды обязательно бы встали здесь на стоянку,туристов здесь предостаточно из самых разных мест ,пока шли обратно Антоныч успел перезнакомиться со всеми кто шёл по тропе-Архангельск,Санкт-Перербург,Воронеж-можно было в города играть...Только  добрались до Татьяны Дмитриевны,очередной сюрприз,но очень приятный-с ней Андрей-не выдержал,доехав до Мультинских, пошёл нас искать...Время было уже к вечеру,поэтому "оседлавшись" рюкзаками тронулись в дальнейший путь,нам предстояло пройти ещё около шести километров до цели нашего похода-Мультинских озёр.Несмотря на уже приличную усталость,подгоняемые сумерками,прошли довольно резво.Вышли на переправу через Мульту уже в полной темноте,перейдя реку,довольно романтичное это занятие-ночная переправа,оказались на Нижнем Мультинском озере.Время уже было 23 часа,т.е ходовых отшпарили 13 часов за день!Но всё что планировали-выполнили!Поставили под свет фонариков лагерь.Как легли спать-не помню,устали очень...

ДЕНЬ 6.

Среда,09 июля.
Днёвка.
На утро все турики нашей группы высовывали носы из палаток с нескрываемым большим любопытством! Пришли то ночью,а куда разглядеть- было невозможно.И теперь можно было в полной мере оценить красоту Нижнего Мультинского озера.К тому же погода окончательно наладилась,солнце по полной,на дождь не было никакого намёка.Собравшись за завтраком у костра коллективно решили ,что мы большие молодцы,коли вчера совершили такой переход,и что нам теперь полагается приз в виде расслабона в таком замечательном месте .А место на самом деле замечательное.Большое и очень красивое озеро ,с прозрачнейшей и,самое главное,пригодной по температуре водой для купания! Как тут не задержаться на денёк! После завтрака-свободное время.Фотографировались,загорали,купались на небольшом пляжике,и впитывали,впитывали в себя живую энергию солнца,гор и воды.На Мультинском было довольно много туристов,причём большинство-матрасных,т.е прибывших сюда из ближайшего населённого пункта- это посёлок Маральник,либо на Уазах,либо на лошадях,либо пешком.Причём многие никуда дальше идти не собирались...Всё стандартно-пара палаток,костёр,пиво...Многие приезжают семьями. На озере стоит небольшой домик местных "смотрящих",которые при желании могут обеспечить туристам дрова и баню...Забрали у них продуктовую закладку.
После обеда решили прогуляться вдоль берега .Длина озера где-то около трёх километров.Очень красивые виды с тропы на озеро .Пройдя по тропе около часа добрались ещё до одной местной достопримечательности,которую называют по-разному-"перекаты" или "шумы" . Место настолько красивое,особенно в солнечную погоду,что описать его трудно-это надо видеть. Представляет собой небольшой перешеек по которому Среднее Мультинское озеро с грохотом перетекает в Нижнее.Поворот головы и перед тобой Нижнее,развернулся на 180 градусов- Среднее.Можно постоять прямо в центре"шумов"-на огромных камнях.Любовались этой красотой около часа,фотографировались,потом пошли обратно .По пути ,в лесу,можно встретить белок,бурундуков .По приходу решили сходить в баню.Банька неплохая,после парилки прямо с крыльца можно плюхнуться прямо в озеро.
Мне,правда попариться не удалось,днём умудрился сгореть на солнце,поэтому просто грелся и купался в озере.В бане были до самой поздней ночи
Денёк можно сказать удался...

ДЕНЬ 7.

Четверг,10 июля.
Озеро Нижнее Мультинское-озеро Верхнее Мультинское-озеро Нижнее Мультинское.Пеший,радиально - 30км.Ходовых 7 часов.
Утром пошёл умываться и застал на озере местных пацанов,ловивших хариуса.Искушение поесть свежей рыбки было велико,поэтому пришлось прикупить...Сегодня по плану у нас радиалка до Верхнего Мультинского озера.Выдвинулись где-то часов в 10.Вчерашний отдых пошёл на пользу,правда пока обходили до "шумов" Нижнее озеро давала о себе знать вчерашняя баня-ноги были вялые,потом разбежались.Перейдя "шумы" вышли к Среднему озеру и вскоре подошли к домику егерей.С этого места официально начинается зона Катунского заповедника.В заповеднике запрещены стоянки в неотведённых местах,думаю,что это правильно.Туристов много и кому то надо следить за порядком.Плата за вход чисто символическая-70 руб.Обходя Среднее озеро вскоре вышли к горельнику,углубившись в лес затем попали в место слияния рек Мульта и Поперечная.В этом месте находится известная по отчётам совершенно тёмная и прохладная стоянка в лесу,с организованным навесом и деревянными нарами...Если идти влево,то можно выйти к Нижнему Поперечному озеру...Мы же продолжили путь вверх по реке Мульте и вскоре вышли к цели- Верхнему Мультинскому озеру.Оно несколько меньших размеров чем Нижнее,но тоже очень красивое.Находиться в скальном цирке,с него открываются виды на заснеженные вершины перевалов,которыми можно выйти к третьему по величине озеру Горного Алтая-Тальменьему.Со всех сторон  озеро питают водопадные ручьи с гор.  Провели здесь около часа.Я минут сорок просто просидел на берегу,перидически опуская ноги в воду и любовался этой красотой.После перекуса пошли обратно.Надо признать,что хотя радиалка выдалась и нелёгкая-прошли около 30 км ,зато получили массу впечатлений от всех трёх Мультинских озёр и вдоволь насладились их неповторимой красотой...
Ну а в лагере нас ждала Татьяна Дмитриевна с уже готовым ужином.Вечером за костром обменивались впечатлениями и жарили на углях хариуса.Очень вкусный продукт получился от шеф-повара Антоныча.С наступлением темноты стало довольно прохладно ,но расходиться долго никто не собирался.Время похода подходило к концу и ,как это обычно бывает ,с горами прощаться совсем не хотелось...

ДЕНЬ 8.

Пятница ,11 июля.
Озеро Нижнее Мультинское-с.Маральник.Пеший- 13 км. Ходовых 4 часа.
Транспортная заброска,с. Маральник-с.Замульта-с.Верхний Уймон-с.Усть-Кокса-с.Усть-Кан-с.Солонешное-с.Петропавловское-с.Усть-Калманка-г.Алейск.Авто/магистраль-550 км.
Выспались,как говорится,от души.Чистый горный воздух сделал своё дело,все были в полной боевой готовности.Наш коняра,словно почуяв скоре возвращение, издавал громкое ржание...Сходили в домик к местным "смотрящим",чтобы рассчитаться за места под палатки.Здесь же сделали на память групповое фото .За полтора часа собрали лагерь и двинули в сторону посёлка Маральник, по пути встретили Алексея на его УАЗе-он забрасывал очередную порцию туристов на озёра.
По пути перешли несколько бродов,погода стояла замечательная.Вскоре,обогнув изгородь маральника вышли к посёлку.Посёлок совсем небольшой,то тут то там  строятся домики для туристов,на переспективу,так сказать...Вышли на его окраину,от которой начинается дорога в Мульту и встали на привал в тени нескольких деревьев.Нам повезло,практически сразу я и Диман поймали попутку , на ней и доехали до базы Алексея ,на которой оставили свои машины.От Маральника до Замульты-9 км.На территории базы за время нашего отсутствия машин прибавилось,стояло несколько иномарк с номерами Новосибирской области.Познакомились с хозяином одного из автомобилей-новосибирцем,поведали ему о пройденном за последние дни...Алексей своё слово сдержал-отремонтировал мою машину.Оседлав своих железных коней,поехали забирать нашу группу из Маральника.Ох и непривычно садиться в машину после недели пешки! Народ встретил нас с восторгом-заждались...Погрузились и поехали в село Верхний Уймон,там удалось посетить оба местных музея-им.Рериха и старообрядчества.Второй стал для всех большим открытием.Задержались где-то часа на полтора.Уж очень хозяйка музея интересно и необычно рассказывала о переселенцах,старообрядческой вере,укладе жизни вчера и сегодня жителей Верхнего Уймона.Сам музей представляет из себя обыкновенную избу,в которой сохранилось убранство вековой давности... Очень и очень было интересно послушать о старообрядческом мировоззрении.Люди,для которых свобода на определённом жизненном этапе стала не просто словом,а приоритетом,благодаря которому они получили и хлеб насущный и возможность жить и воспитывать,горды этим выбором и ценят его ,наверное,также,как америкосы свою Конституцию.Может быть не очень удачное сравнение,но то что нам рассказывала хозяйка,это был не просто рассказ-это была Конституция староверов,те постулаты и принципы,которые не подвечны бурям и времени...
На этом наш поход подошёл к своему логическому завершению.По дороге домой было много  всего дорожного-  небольшие ремонты авто,остановки в местных придорожных кафе.Делились впечатлениями от увиденного и сравнивали с нашей местной домашней суетой...