По долине Чулышмана на Телецкое озеро


Авто+трекинг ● Улаганский р-он РА РФ ● Сентябрь 2010
г.Алейск→ с.Улаган→ перевал Кату-Ярык → долина Чулышмана→ юг Телецкого озера→ водопад Учар  → г.Алейск
карта маршрута
карта маршрута (спутник)
авто-схема

Вступление.


Эту поездку я планировал давно и тщательно.Поначалу думал сходить в трек на Шавлинские озёра,но в конце концов желание посетить долину Чулышмана перевесило.Перечитал кучу отчётов,просмотрел много всевозможных карт и описаний этих мест и достопримечательностей.Как следует подготовил машину.Но на самый главный вопрос-а можно ли на переднеприводном седане доехать до юга Телецкого озера ответ можно было найти только практическим путём.
Итак,едем из Алейска втроём- Андрей Мельников,Дмитрий Жерняк и Вячеслав Головин. Авто прежнее-мой ВАЗ 21102.Наша цель-проехать по Чуйскому тракту до Акташа,и далее через перевал Кату-Ярык по долине Чулышмана до юга Телецкого озера.


ДЕНЬ 1.
 

Среда,15 сентября.
Транспортная заброска,г.Алейск-г.Барнаул-г.Бийск-г.Горно-Алтайск-с.Шебалино-c.Онгудай-с.Чибит.
Авто,713км.


Из Алейска стартововали рано утром,с таким расчётом,чтобы без спешки можно было ехать и без спешки посмотреть интересные места на Чуйском тракте.В общем то так и получилось.К 10 часам уже были в Бийске.Подробно не буду останавливаться на впечатлениях от дороги,они как всегда были яркими,перечислю лишь места,где удалось побывать вновь...Прежде всего это село Сростки-родина В.М.Шукшина.В селе заехали в музей его имени и побывали на горе Пикет,где Шукшину установлен памятник.Пересекли границу с Республикой Алтай и в Майме посетили музей камня,тоже давняя мечта была.На берегу Катуни сфотали памятник Шишкову,заехали,сверну с тракта,на озеро Манжерок.Больше часа провели на Бирюзовой Катуни,с моего последнего посещения здесь много что изменилось,например,установили памятник Рериху в прекрасном месте на берегу Катуни с прекрасным видом на реку.В Усть-Семе пообедали и поехали дальше,по пути фотографировали разные интересные участки на тракте.Всему этому способствовала отличная погода.Довольно долго задержались на перевале Чике-Таман и на стрелке реки Чуя с Катунью.

В месте поворота с тракта на Инегень,переехали по подвесному мосту через Катунь и подъехали к слиянию двух рек с противоположной стороны от смотровой площадки.Здесь великолепное место для стоянки.Уже по темноте добрались до Чибита и решили остановиться на известной всему туристическому миру базе "Кочевник".В общем затвор фотоаппарата не умолкал ни на минуту за день.Наконец-то удалось просто насладиться легендарной дорогой и видами с неё.На базе разбили палатку,сварганили ужин.Спать улеглись далеко за полночь.


ДЕНЬ 2.


Четверг,16 сентября.
с.Чибит-с.Акташ-с.Улаган-перевал Кату-Ярык-стоянка под перевалом.
Авто-108 км .
Стоянка под перевалом-водопад Куркуре-стоянка под перевалом.
Пешка,радиально-5 ходовых часов.

Выехать с утра пораньше не получилось...То ли слишком уютная стоянка оказалась,то ли всё же с дороги,но проспали  до восьми утра.Пока собрали палатку и позавтракали,время для раннего выезда ушло.Но не беда,успеем...Доехали по тракту до Акташа,здесь на заправке "Ника" залились по полной,плюс ещё двадцатку в канистры-в долине Чулышмана такой роскоши,как бензозаправки нет.Забегая вперёд скажу,что можно ,теоретически нашкулять за двойную цену 80-го,но,как говорится,нафиг надо...
Первое,что по дороге встретили интересного,это конечно "красные ворота".Узкий такой проезд в скалах."Ворота" оказались действительно красными,в жару прикольно постоять в их тени.Если время позволяет,то можно останавливаться и искать разные точки для фотосъёмки.место очень красивое.Пофотографировали,умылись в Чибитке,которая течёт тут же и двинули дальше.

До поездки я прочитал много восторженных отзывов об этих местах,но красиво здесь настолько,что хочется писать только прилагательные и прилагательные...Конечно же в первую очередь это цепочка озёр,мимо которых проходит дорога.Одни из самых крупных-это Чейбеккёль,или по другому "Мёртвое озеро",получившее такое название из-за того,что раньше в нём не водилась рыба, и Узункёль.В районе Узункёля картину дополняют потрясающие виды на снежный Курайский хребет.На озере есть небольшая базёнка,можно остановиться с палатками.Дорога вскоре вышла на Улаганский автоперевал. На перевале лежал снег,это и не мудрен,высота здесь 2080м.Почти все здесь останавливаются,есть беседка.
К обеду доехали до Улагана.Ощущение такое было что приехали в какую-то другую страну.Вроде бы и речь русская,но чувствуется что уклад жизни здесь совсем иной.Местные смотрят на тебя как на неместного,это сразу начинает чувствоваться.Остановились на центральной площади,где есть много всяких разных магазинов.С большим интересом поразглядывали милицейскую "девятку".Первый раз увидел на "девятке" впереди на лобовом стекле спойлер-вся этакая заделанная точила!Наверняка какого-нибудь местного шерифа...В открытую фотать авто я не стал.Цель у нас была в посещении музея пазырыкской культуры,но он оказался закрыт.Можно было,конечно,поискать,по селу человека,который в нём работает,но время поджимало,да и не было определённости что найдём,поэтому поехали дальше на Балыктуюль.

Возле этого села местные промышляют тем,что тормозят туристов,чего-нибудь попросить.Когда мы ехали-смотрю сидит парень возле забора,только увидел нашу машину-рванул бежать к дороге.Но скорость у меня была приличная,да и он передремал,в общем не добежал,чертыхнулся и обратно к забору,ждать следующего "клиента".
Балыктуюль мне очень понравился.Очень оригинальный памятник чабанам здесь установлен и есть небольшая,но красивая церквушка.Как всегда в алтайских деревнях есть мемориальный комплекс погибшим в ВОВ,причём ухоженный.
Повернули на перевал Кату-Ярык.После Балыктуюля нормальная дорога заканчивается.Решили пропустить пазырыкские курганы,которые сразу за деревней находятся,поскольку к археологии я большого интереса не питаю,да и найти к ним дорогу с первого раза не получилось.Дорога пошла по зоне леса, и местами попадались довольно разбитые и каменистые участки.

Вскоре,однако,выбрались к перевалу.От Балыктуюля до перевала 31 км,ехали около 2 часов,быстрее не получалось.На перевале есть смотровая площадка,с которой во всём великолепии открываютя виды на долину реки Чулышман.В прямом смысле дух захватывает,когда смотришь вниз.Река Чулышман течёт здесь в грандиозном каньоне,высота которого  от смотровой площадки до реки около 500м...Это по Google Earth
...
На противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад..Сказать что это красиво-значит ничего не сказать,это действительно чудо природы.На площадке было несколько туров,с зачем то набросанными деньгами,даже "десятки" были.Наверное люди так эмоции свои выражают.

Спускаться решили налегке,т.е.максимально машину облегчили.Я высадил своих друзей и выложил рюкзаки и канистры с бензином.Это единственный автомобильный спуск в долину реки,его длина 3.5 км,9 поворотов с углами от 90до 135 градусов.В общем экстрим полнейший!Два раза останавливался на полках,чтобы остудить колодки.Ни о какой встрече со встречными авто здесь даже речи быть не может! Разъехаться можно только на поворотах,где есть небольшие карманы.Ограждений на дороге нет-куда ни посмотри-везде пропасть!И вот наконец-то в долине!Сразу под перевалом находится небольшая база,где можно встать с палатками или в домиках.База известная на всю округу и на всю туристическую "общественность" наверное всей Сибири и не только.

Первой нашей целью был водопад Куркуре.Для этого надо было переправиться на другой берег Чулышмана .Приспросились у местной хозяйки на базе,она сказала что лодка есть,но нет хозяина,а в 3 км отсюда вниз по реке есть мост.Решили по нему и переходить на противоположный берег.Тут вышел казус.То ли я не понял алтайку,то ли она меня неправильно поняла,но у меня отложилось что от базы до водопада около 3 км,т.е.от моста выходило 6 км.Время уже было 17 часов,поэтому успеть до темноты можно было.Но всё оказалось иначе.Доехав до моста,оставили машину возле реки,перешли мост и пошли по хорошо набитой тропе.Вскоре упёрлись в скальный прижим.Как его обойти?Тропа уходила еле заметно в обратную сторону и круто вверх,уверенности в том что именно по ней прижим обходится не было.

Поэтому чтобы время не терять решили перейти один из рукавов Чулышмана вброд.Диман от этой затеи отказался и сказал что будет нас ждать на базе,забрав машину и разобьёт тем временем лагерь.Переправа оказалась несложной но интересной,воды было около 90 см,поэтому переходили с шестами.Перебродив,оказались на острове.Прошли по нему метров 200 и перешли ещё один рукав,оказавшись уже на противоположном берегу реки.Тропа-"асфальт" вскоре легко нашлась,по ней и пошли.Большую часть пути она проходит между огромными камнями,которые скатились в долину с разрушенных скал.Шли мы так,шли а водопадом и не пахло.По времени уже прошли больше часа,скорость передвижения была не менее 4 км/ч,так где же водопад?!Дошли до какой то избёнки,спросили у живущей там алтайки,сказала что недалеко,в пределах километра.А время уже было 19ч...Вот это промах по расстоянию! В общем к водопаду вышли только в 19-30.Уже темнело и фотки как следует не получились.Зато получилось увидеть очень красивый водопад,именно водопад,вода которого отвесно падает с высоты около 40 м,разбивается на брызги,собирается в речушку Куркуре и устремляется на стрелку с Чулышманом.Это один из его притоков.У подножия водопада почти ничего не было слышно.



Пробыли ,наслаждаясь красотой около 30 минут и пошли обратно.Время уже было 20 ч и мы поняли что остаток пути придётся идти в полной темноте.Поэтому решили 5 минут бежать,5 идти.Вот и вспомнились армейские марш-броски.Думая о том что по темноте идти не придётся-фонарики мы с собой не брали,поэтому весь путь подсвечивали себе мобильным телефоном Славяна,который жалостливо пиликал,садилась батарея.Вот так!Не успели от цивилизации избавиться.Телефон взяли,который здесь нафик не нужен,а фонарики нет-это урок. Добрались вскоре до места напротив базы,куда Диман уже отогнал авто,свет этого телефона он и заметил.Покричали друг другу и побежали дальше.Перешли опять с шестами в полной темноте рукава реки.Здесь уже был Диман с машиной.Доехали до базы и задумались а сколько же км до водопада? После несложных вычислений пришли к выводу что прошли около 9 км в одну сторону от моста.Неслабая получилась радиалка на 18 км за 5 часов!Потом уже разобрались что тропа ,которая шла круто вверх,как раз и обходила прижим.Но переправа здесь вброд тоже возможна ,только, наверное , не всегда .Зависит от того какая вода...

Лагерь уже был разбит,поэтому оставалось только поесть,поделиться впечатлениями от Куркуре и завалиться спать после насыщенного туристического дня...

ДЕНЬ 3.


Пятница,17 сентября.
Стоянка под перевалом-юг Телецкого озера-стоянка "Красный камень".
Авто- 80км.
Мост через Башкаус-слияние рек Башкаус и Чебдар.
Пешка,радиально-3 ходовых часа.

Утро порадовало хорошей погодой.Это была очень хорошая новость,поскольку ехать по экстремальной дороге на юг Телецкого озера всё же лучше по сухому.Позавтракав,быстро собрались и в путь.Расстояние от подножия перевала Кату-Ярык до села Балыкча около 72 км,и потом до озера ещё 8-10.Буквально каждый километр дороги открывает потрясающие виды.Самое красивое -это конечно водопады по обеим сторонам каньона.Ехать быстро не получалось,дорога вполне проезжаема,но постоянно надо быть начеку-то камни,то вверх-вниз...В общем по достоинству оценили преимущества механической коробки передач...Доехали до стрелки,где в Чулышман впадает река Чульча множеством рукавов.В этом месте долина широкая и ровная.Предпримчивые местные жители организовали в этом месте стоянку,построили несколько домиков и баню.Практикуют летом лодочную переправу через Чулышман.Заехав на стоянку познакомились с алтайцем,который что-то делал по хозяйству.Сказали ему что заедем ещё на обратном пути.Сразу после стоянки попали на довольно глубокий брод.Минут десять изучали "фарватер",Славян рулил с берега моим движением,как рулят на авианосцах.Было довольно "очково",боялся что вода зальёт распределитель зажигания.В итоге проехал...Воды было по фары.

Вскоре показалась первая деревушка в долине Чулышмана-Коо.Вот такое вот название...Здесь уже вовсю чувствуется местный колорит.Самое главное место-это магазин,ну а самое красивое-это местная церковь Николая Чудотворца.Дети с нескрываемым любопытством разглядывали заезжих,т.е.нас.Да и взрослые тоже.Дело в том,что за всё время,которое мы провели в долине,я не видел ни одного (!) седана с передним приводом .Или Уазы (буханки) или реже "шестёрки"-"семёрки".И на тех и на других алтайцы лётают не хуже чем пилоты Формулы-1,при этом пьяных из них наверное половина.Правил дорожного движения как таковых не существует,действует принцип у кого машина больше.Так вот на нашу Ваз-21102 смотрели как на некое чудо,ну а нас как на идиотов.Ну что делать,нет у нас другого авто,на заднеприводном и действительно было бы эффективнее на подъёмах.Это утверждение пришлось вскоре проверить и испытать на крутом перевальчике после деревни Коо.Препротивный такой ,метров на 300,на самом верху крупные камни,поэтому сильно не разгонишься.В общем встал я на нём...Крайние метров 30 взял только со второй попытки.Выглядело это так-Славян и Диман толкали авто сзади,я -газ в пол,помогая сцеплением,иначе пробуксовка обеспечена...В общем выехать-выехали,но сцепуху подожгли...

Добрались до моста через Башкаус,это приток Чулышмана.Здесь в наши планы входило посещение стрелки Башкауса и реки Чебдар.Повернули возле моста налево и с огромным трудом проехали насколько возможно вдоль Башкауса несколько километров.Славян практически в машину не садился-искал приемлемые для проезда участки.Вскоре упёрлись в небольшой домик,в котором хозяев не было.Решили оставить машину здесь и пойти дальше пешком.Перейдя несколько рукавов реки,по тропинке круто вверх вышли на смотровую площадку,с которой открывается панорамный вид на слияние двух рек -Башкауса и Чебдара.Отсюда в полной красоте просматривается глубокий каньон,в котором течёт Чебдар.Высота каньона доходит до 100м.Полюбовавшись видами и пофографировав,спустились вниз,дошли до авто и ,наконец-то перекусили.

После обеда выехали на основную дорогу и двинули вдоль Чулышмана.Всё что помню дальше-это первая-вторая,вторая-первая,скорость 7-10 км/ч,быстрее не получалось.Уже к шести вечера въехали,наконец-то в деревню Балыкча.Это село находится уже недалеко от озера Телецкого.Всего то 8-10 км.Но езда заняла около часа! Хотели проскочить деревеньку по-быстрому,но на центральной улице пришлось проезжать через "строй",у местных была свадьба.К счастью никто до нас цепляться не стал,только пацаны мелкие нас сопровождали  метров 400. Уже к восьми вечера свершилось,мы достигли цели-юга Телецкого озера! И на чём! На "десятой" модели "жигулей"!Гордись отечественный автопром! Вышли на берег.Телецкое уже  в сумерках плескалось невысокими волнами.Не хватило минут тридцать для качественных фото.На причале возле берега стоял теплоход.Пытались и так фотать и так,темно уже было...Погода начинала портиться ещё от Балыкчи,а тут дождик стал накрапывать уже довольно сильно.Зашли перекинуться парой слов с постояльцами небольшой базы ,метрах в 100 от озера.Туристы уже поразъехались в сентябре,"хранитель отеля" явно скучал...Поговорили с ним буквально пару минут,выяснили куда возят летом туристов.Дождь уже стал совсем сильным.Чтобы не искушать судьбу спешно погрузились и выехали в обратный путь.

Крайние пару километров до озера дорога была изъезжена джипами и шишигами,поэтому с огромным трудом выезжали уже по размытой колее."Мыло" было конкретное,лёгким движением руки баранка крутилась влево-вправо до отказа.Пару раз толкали,но успели проскочить и выбраться до каменистой почвы.Это спасение! На обратном пути всю дорогу лил дождь,в глазах от усталости прыгали то холодильники,то утюги,но ехать надо было...Очень переживал как будем проезжать затемно Балыкчу.Однозначно вся деревня пьяная,свадьба всё таки.А тут такой подарок-заезжие турики,ни ружья,ни гранотомёта...Поехали по центральной улице,чтобы не блудить и вот чинно так мимо ихнего клуба!Такой наглости местные явно не ожидали.Хотя метров 300 за нами кто-то увязался,по свету фар-мотоцикл,но вскоре отстал.Большой конечно был риск и неоправданный,я потом себе выговаривал за это.Нельзя по ночам ездить по алтайским деревням...В общем проскочили...Следующая переживалка была за брод возле Коо,так как воды от дождя в нём прибавлялось с каждой минутой.Пару раз до Коо нас обгоняли алтайцы на "буханках" с непостижимой скоростью.Ну вот и брод...Исследовали уровень воды,пройдём не пройдём?Славян с Диманом пешком,я за рулём.Долго совещались где лучше ехать.Совещание пошло на пользу,в таких случаях кожей ощущаешь смысл русской поговорки про "семь раз отмерь"...Машина справилась и на этот раз,как же я ей был благодарен!

Добравшись под проливным дождём до стоянки на слиянии Чулышмана с Чульчёй-поцеловал машину в капот! И не по приколу,а с чувством!Сил уже не было...Палатку доставать не хотелось...Обследовали на предмет наличия замков домики и выбрали баню с просторным предбанником.В нём на горелке приготовили ужин,достали фляжку водки и просмаковали такой нелёгкий и такой интересный день!

ДЕНЬ 4.


Суббота,18 сентября.
Стоянка "Красный камень"-водопад Учар-стоянка "Красный камень".
Пешка,радиально-7 часов.

Этот день у нас был запланирован на посещение Учара-самого крупного водопада Горного Алтая.В списке достопримечательностей,посещаемых туристами,он ,я уверен,находится в первой пятёрке.Ну если не считать ,конечно,озеро Ая и прочие матрасно-развлекательные объекты.Проснувшись утром,осмотрелись на стоянке.Организована она совсем недавно,места под палатки довольно много.Находится на самом берегу Чулышмана.Баня,которую мы заняли с ночи,оказалась стратегически важным объектом на стоянке.Кроме нас неподалёку стояла "Нива",мы сначала подумали,что это кто-то из местных,но оказалось что это были "коллеги" по цеху, самодеятельные туристы из Новокузнецкой области.Часов в 11 утра мы с ними познакомились.Они завистливо осмотрели "нашу" баню и договорились что вечером её совместно затопим.Оказалось что наши и их планы по Учару совпадают.Совпали и проблемы-где найти переправу через реку.Они нашли на берегу лодку без весёл,а у нас лодка была и с вёслами,но маленькая резиновая.На ней как-то страшновато Чулышман переходить.Поэтому пришли к мнению воспользоваться найденной лодкой и нашими вёслами.В итоге нас набралось восемь человек.В лодке уместились все и за один раз без особых проблем переправились.Вытащили лодку на берег,припрятали вёсла и пошли в долину Чульчи.Вначале от берега Чулышмана дорога идёт по огромному полю,где даже ногу очень трудно поставить-везде камни...Вскоре углубились в долину и нашли хорошо набитую тропу,туристов за лето здесь побывало немало.Тропа забирает вверх и проходит где-то метрах в ста по правому борту Чульчи.Идти было несложно,несколько правых ручьёв-притоков Чульчи переходятся довольно просто.

Единственным "адреналинным" местом было много раз описанное почти во всех интернет-отчётах прохождение скального прижима,где-то на половине пути до водопада.В этом месте висела верёвка,так что подстраховываясь,в общем-то тоже без сложностей перешли.Помогать пришлось только женщинам из новокузнецкой группы.Само по себе прохождение этого участка внесло некоторое разнообразие в пешку.Вскоре с тропы показался водопад.Даже за несколько километров зрелище было внушительное.Возле самого водопада тропа приблизилась к реке и мы вышли на небольшую площадку,которая расположена прямо у подножия водопада.

Несмотря на то что в сентябре воды было немного,водопад конечно поражает воображение.Огромный водосброс.Мощный поток Чульчи срывается с высоты в 160 м и в несколько приёмов ,пробиваясь между огромными каменными глыбами выходит на пологий участок.Глыбы настолько внушительны,что кажется какой то сказочник здесь поработал,разрушая гору.Наслаждаться зрелищем под рёв воды можно было бесконечно.Мы пришли сюда первыми,пофотали,сняли на видео,сидя на камнях остудили ноги в ледяной воде.Вскоре подошли наши спутники и все вместе решили устроить перекус.Отдохнули около часа и двинули в обратный путь.Точно так же как и многие другие группы,судя по отчётам блуданули на развилке троп.Ушли вниз и тропа потерялась...Пришлось по бурелому вылезать наверх по направлению метров сорок.К Чулышману вышли через пару часов.По дороге созрела идея успеть сходить в урочище Аккорум,знаменитое своими каменными "грибами",но в итоге нас ждал облом...Новокузнецкие товарищи не подписались на это дело,мотивируя тем что у них устали женщины.Ну что поделать?! Лодка то одна,не ждать же им нас на берегу...

Пришлось подчиниться "большинству" и переправляться на стоянку.Я немного подрасстроился что не успели на "грибы" сходить и почти весь вечер успокаивал себя тем,что будет повод сюда ещё разок вернуться.

А вечером на стоянку пожаловал хозяин-алтаец.! Оказался тот самый ,с которым мы встречались сутки назад,когда ехали на юг озера.А приехал он на уазике исключительно потому что заметил с дороги дым из трубы затопленной бани!Ну и вежливо так задал он нам вопрос-а чё вы все здесь делаете,вроде как это моя база?И моя баня!И моя лодка!И всё здесь моё!Задал вежливо,потому что понимал-нас больше было...Отступать было некуда,поэтому пришлось действовать по принципу-лучшая оборона-это нападение.Славян,с присущим  ему напором,объяснил алтайцу что это он во всём виноват...Мы ему обещали приехать на обратном пути -приехали,и ждём мол его уже сутки,а он где-то шляется...И баня нетоплена,и дров мало,и вёсел нет,словом не база это вовсе,а сплошное надругательство над уставшими туристами...Ну и алтаец сдался...замирили за 500 руб за баню...За всех!За сколько угодно!Познакомились с алтайцем поближе,он оказался из Коо,где у него есть магазин.А стоянку он соорудил год назад и называется она с его слов "Красный камень",хотя вывески нигде не было.
Тут мы ещё раз осознали насколько заняв баню,заняли стратегический важный объект.Желающие попариться приходили то не с пустыми руками!В общем вечер удался на славу! Пообщались и подружились с новокузнецкими.Они рассказали что у них есть ещё Уазик,и что они до Чулышмана неделю пробыли на плато Укок..Как обычно за столом были подняты все темы-от принципа передачи крутящего момента на переднее колесо мотоцикла до политики действующего и будущего американских президентов...Спать улеглись далеко за полночь,всё в той же бане... 

ДЕНЬ 5.


Воскресение,19 сентября.Транспортная заброска.Стоянка "Красный камень"-перевал Кату-Ярык-с.Улаган-с.Акташ-с.Туэкта-с.Усть-Кан-с.Солонешное-с.Петропавловское-с.Усть-Калманка-г.Алейск.Авто,...км.


Утро началось для меня с головоломки и извечного вопроса-что делать дальше?На повестке дня было два варианта:
1)идти сегодня на каменные "грибы" и ещё разок вечером истопить баньку
2)собираться и ехать домой
Проблема заключалась в том,что на "десятке" я вряд ли смог бы подняться на Кату-Ярык.Поэтому ,поскольку новокузнецкие уезжали сегодня проще простого было прицепится к ним и подняться в сцепке с их Уазом.Если же оставаться то можно было потерять время на поиск всё той же местной услуги по подъёму,ещё и непонятно за какие деньги...Поскольку туристический сезон на это время уже завершился,на стоянке под перевалом на "шишиге" уже не поднимали.

В итоге приняли решение не рисковать и к 11часам двинули всей бригадой в сторону перевала.Попробовал я подняться,не получилось.В одном месте на первой полке небольшие ямы.На разгоне получается что притормаживать нельзя,поэтому одно из передних колёс теряло сцепление с грунтом и начиналась пробуксовка-машина вставала.Сцепились с Уазиком."Нива" пошла вперёд,следом Уаз и мы.Димана пересадили в "Ниву",мы со Славяном в машине вдвоём.Врубили печку на обогрев,чтобы двигатель не перегреался-вперёд!И тут вышло нам приключение!Со слов новокузнецких я понял что они опытные технари,да и на деле это было видно.Уаз был ими собран практически своими руками.Но вот к вождению отношение оказалось пренебрежительным.Пройдя первую полку,на второй Уаз догнал "Ниву",и видимо сбрасывая газ у него "вылетела" раздатка.Что ж такое бывает.Уаз встал,мы тоже на приличном угле подъёма.Предстояло трогаться.Чтобы не получить рывок я начал медленно спускаться чтобы натянуть трос,а водитель Уаза, не заметив мой манёвр, начал тем временем движение.В итоге сильнейший рывок и вырванный клык из моей десятки!Хорошо что это была вторая полка!Народ высыпал из машин и все вместе толпой и двигателем затолкали всё же авто в карман между второй и третьей полками.Ну а все остальные полки мы взяли самостоятельно.На первой,на оборотах 4000-5000.Вылезли на перевал,пообсуждали подъём,отключили у Уаза передний мост и поехали дальше.Не доезжая до Балыктуюля случился ещё один казус-в одном из контуров у Уаза лопнула тормозная трубка.И как же я порадовался что это случилось не на перевале!Починив,доехали в три машины до Улаганского перевала.

В Балыктуюле опять были попрошайки.Я остановился-просили водку,сигареты,деньги...Вежливо отказал.Видимо поскольку мы были на трёх машинах,да и за словом в карман не лезли,связываться с нами не стали.На перевале было холодно,выпал снег.Обменялись контактами и поехали уже каждый своей скоростью.На Акташе свернули налево,ещё раз взглянуть на Курайскую степь.Домой ехали около 16 часов,дорога показалась какой то бесконечной.После Солонешного я отрубился,наступил "автокуйгук".Проспали в машине часа три.В Алейск приехали уже к обеду понедельника,безмерно гордые,счастливые и довольные собой!


Итоги и выводы.


1.Очень красивые и колоритные места! Если перечислять достопримечательности Горного Алтая,то долину Чулышмана нужно пометить как "обязательно для посещения".

2.Нужно быть готовым к встрече с местным населением.Понты новосибирских,кемеровских и иных "крузаков" здесь не прокатывают.Алтайцы воспринимают приезд туристов,как вторжение в их повседневный уклад жизни.
3. После перевала Кату-Ярык цивилизация отсутствует.Бензина нет,связи нет,"советской власти",к счастью тоже...
4.На седане ехать сюда ещё как то возможно при хорошей погоде,с надеждой-что кто-то вытащит на перевал...
5.На посещение Учара и каменных "грибов" надо планировать два дня...и не отказывать себе в посещении водопада Куркуре-замечательный водопад!
6.Время идёт,строятся мосты через рукава рек,будет построена и новая дорога с перевала Кату-Ярык. Долина станет более доступной и потеряет свой колорит...А жаль...
7.По приезду кто-то спросил-а куда ездили?Путешествовал в затерянный мир,ответил я,даже не думая...более точного определения  подобрать трудно...



 
 

Руководитель клуба



 Андрей Мельников,
инструктор-проводник по горному туризму